Мультипликация всегда являлась «младшей сестрой» классического кинематографа, возносясь высоко в плане культурного символа страны или эпохи.
Путь развития данного искусства в СССР был долог, начало относит нас в 1924 год, когда на студии «Культкино» небольшой коллектив художников начинает выпускать небольшие мультфильмы.
Известные мультипликаторы
Видным деятелем тех времён был Александр Пушко, прославившийся своим всемирно известным фильмом «Новый Гулливер» (1935). Фильм имеет некоторую коммунистическую направленность и оригинальное совмещение мультипликации и актёрской игры. Никого не удивило, что в новосозданной студии «Союздетмультфильм» бывший механик, и архитектор по образованию Пушко занял должность директора. Хотя вскоре и покинул пост, чтобы полностью отдаться съёмкам игрового кино.
На волне успехов Уолта Диснея, советские мультипликаторы стремились познать и перенять западные технические приёмы, что отчасти привело к созданию «Союзмультфильма».
Спустя 10 лет сёстры Валентина и Зинаида Брумберг сняли первый полнометражный фильм на этой студии («Пропавшая грамота»). Брумберг мастерски пользовались различными техниками и некоторые их творения получили признание на международных фестивалях.
Лев Атаманов, чьему авторству принадлежат знаменитые «Золотая антилопа» и «Снежная королева» сумел добиться признания в США и Японии, произведя впечатление на будущего мастодонта анимации Хаяо Миядзаки. Участник Великой Отечественной Войны Атаманов сохранил чуткость и творческую искру, его произведения стали самой настоящей легендой.
Ещё один бывший военный Роман Качанов, работавший в «объёмном» стиле (кукольная мультипликация), снял такие замечательные мультфильмы, как «Крокодил Гена», «Варежка» (1967). Любопытно, что первый раз мультфильм он увидел именно на войне. Это был американский сюжет на тему пилотирования самолёта. Именно тогда Качанов и загорелся идеей оживить собственные наработки и шаржи.
Слава пришла к Вячеславу Котёночкину в 1969 году, после выпуска «Ну, погоди!». Приключения Зайца и Волка по сути своей являлись ответом на западный «Том и Джерри», во многом превзойдя его и став настолько популярным, что по просьбам зрителей снимались всё новые и новые серии.
Своими экспериментами с пластилином запомнился автор «Пластилиновой вороны» Александр Татарский, основавший студию «Пилот».
Значение
Советскими мультипликаторами была проделана титаническая работа, включавшая в себя:
1. Создание заметной части культурно-воспитательного пласта, который актуален и по сей день.
2. Освоение всех известных западных техник и введение новых.
3. Оказание существенного влияния на деятелей мирового искусства.
Именно деятельности вышеупомянутых авторов люди бывшего СССР (и не только) обязаны в значительной мере за своё замечательное детство в том виде, в котором оно у них было.