ГлавнаяХудожники советских мультфильмовРежиссеры
КиностудииИзвестные советские мультфильмыАвторское правоОбратная связь
Новости
Фото

Новости: 21.05.2009 | "Союзмультфильм" не представляет

Будущее студии - загадка даже для Минкультуры

В четверг опубликовано подписанное 8 мая премьером Владимиром Путиным постановление о внесении изменений в программу приватизации на 2009 год.

Несмотря на то что ранее премьер и его первый зам Игорь Шувалов призывали не торопиться с приватизацией, так как часть госактивов может быть продана из-за кризиса по заниженным ценам, приватизационный план на текущий год значительно расширен - в первую очередь за счет так называемых непроизводственных активов. В план приватизации попало и федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Творческо-производственное объединение (ТПО) "Союзмультфильм", крупнейшая отечественная студия по производству мультфильмов, которая начала работу в 1936 году.

В "Союзмультфильме" не удивились, когда узнали о желании правительства приватизировать студию. Представитель студии, попросивший не называть его имени, рассказал: в план приватизации "Союзмультфильм" включают не в первый раз. Однако каждый раз процесс приватизации не начинался из-за проблем с имуществом "Союзмультфильма". С 2005 года студия судилась с подконтрольным Олегу Дерипаске ООО "Русские отели", которое претендовало на 0,7 га земли на Долгоруковской улице, где расположены студии "Союзмультфильма". С 2007 года к проблемам мультипликаторов добавился спор с московскими властями вокруг головного здания "Союзмультфильма" на той же улице. "При регистрации правохозяйственного ведения на это здание обнаружилось, что в государственном реестре прав его собственником являются столичные власти", - рассказал корреспонденту "Газеты" юрист, представляющий интересы "Союзмультфильма", Всеволод Волков. Сейчас разбирательства по обоим делам завершены. В конце 2008 года Арбитражный суд города Москвы признал права собственности "Русских отелей" на оспариваемые территории. Что касается главного здания "Союзмультфильма", то оно признано судом федеральной собственностью.

"Теоретически обжалование этих решений в Высшем арбитражном суде проигравшими сторонами еще возможно. Однако с нашей стороны никаких юридических действий по возобновлению первого дела (спор с "Русскими отелями". - "Газета") не предпринимается", - уточнил Волков.

Таким образом, препятствий для приватизации "Союзмультфильма" уже нет. Однако в то, что студия обретет в нынешнем году нового хозяина, не верит никто. Чиновник правительства из департамента образования и культуры не смог конкретизировать планы властей по поводу "Союзмультфильма" и посоветовал обратиться к замминистра культуры Александру Голутве. Связаться ним через его приемную не удалось. Между тем, по словам чиновника Министерства культуры, с которым корреспондент "Газеты" поговорил на условиях анонимности, будущее студии - загадка даже для министерства. "У предприятия есть долги", - заявил он, отказавшись уточнять размер задолженности. По словам чиновника, к 1 июня министерство подготовит концепцию развития отечественных киностудий, где будущее "Союзмультфильма" должно быть конкретизировано. В рабочем варианте концепции, о котором сообщали в начале мая некоторые СМИ, предусматривалось акционирование "Союзмультфильма" и его дальнейшая передача на баланс одной из пяти крупнейших киностудий страны - Киностудии имени М. Горького, Свердловской киностудии, "Ленфильма", "Мосфильма", Киностудии "Центр национального фильма" (бывшего "Центрнаучфильма"). При таком варианте событий приватизацию "Союзмультфильма" можно считать условной, так как владельцем всех этих киностудий является государство. Чиновник Минкульта отказался от комментариев.

Мультипликаторы не верят, что государство отдаст их в частные руки. По словам директора студии Акопа Киракосяна, на базе "Союзмультфильма" могут создать "крупную самостоятельную анимационную студию". "Я слышал об этом. Однако никакой конкретики пока нет", - объяснил Киракосян.

Иностранные инвесторы не проявляли публичного интереса к "Союзмультфильму". В российском представительстве The Walt Disney Company отказались от комментариев.

Важно подчеркнуть, что приватизация ФГУП ТПО "Союзмультфильм" не затронет авторских прав на так называемый золотой фонд мультфильмов созданных на студии в советское время ("Аленький цветочек", "Бременские музыканты", "Ежик в тумане", "Крокодил Гена", "Ну, погоди!" и др.). По указу президента от 5 апреля 2001 года "О реорганизации федеральных государственных киностудий" и директивам Росимущества все советские киностудии, за исключением "Мосфильма", были разделены на творческо-производственные предприятия (ТПО) и фильмофонды. Права на золотую коллекцию мультфильмов принадлежат ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм". Правительство не собирается приватизировать его. "Когда речь идет о приватизации ФГУП ТПО "Союзмультфильм", то имеются в виду имущественный комплекс студии и права на 20 мультфильмов, снятых после 2004 года", - уточнил Киракосян.

Между тем именно права на золотой фонд представляют для инвесторов наибольшую ценность. Еще не забыта история, когда в 1992 году американская фирма Films by Jove, Inc., принадлежавшая россиянину Олегу Видову и его жене Джоан Борстин, заключили десятилетний контракт с "Союзмультфильмом" на прокат за пределами СНГ 1259 фильмов (320 часов). В 1994 году "Союзмультфильм" попросил вернуть права на часть коллекции якобы в обмен на увеличение срока проката до 30 лет. Films by Jove вернула студии 712 картин, или 240 часов. Споры вокруг оставшейся части обострились в 2003 году, однако все попытки российских властей дезавуировать 30-летний контракт ни к чему не привели. В результате в 2007 году российский предприниматель Алишер Усманов выкупил права у американцев и передал их холдингу ВГТРК.

Кому нужен «Союзмультфильм»?

КАРЕН ШАХНАЗАРОВ, кинорежиссер, генеральный директор киноконцерна "Мосфильм"
Насколько я знаю, на сегодня там, кроме помещений, ничего нет. Не стоит думать, что «Союзмультфильм» представляет собой некую производственную ценность. Акционирование - это лучшее, что можно сделать в такой ситуации, и уже потом можно будет пристегнуть «Союзмультфильм» к какой-то структуре. Около года назад со мной разговаривали представители Росимущества, и тогда была идея перевести под «Мосфильм» подобные студии с тем, чтобы мы их как-то пригрели. Конечно, если бы дали приказ, то я бы его стал выполнять, но я не могу сказать, что меня это тогда порадовало. С тех пор никаких предложений мне не поступало, и на нас никто не выходил. По-моему, в сегодняшней ситуации с «Союзмультфильмом» все дело в названии. Правда, это несколько устаревающий бренд, и понятно, что выросли уже несколько поколений, которые его не знают. Кроме того, это помещение в центре Москвы, что немаловажно. Сегодня анимацию можно делать где угодно: поставил компьютер - и все. Все дело в уникальных специалистах, а таковые приходят только туда, где есть средства.

ЛЕОНИД ЯРМОЛЬНИК, актер, продюсер
Если это какая-то мертвая структура, застрявшая в прошлых годах, то, может быть, имеет смысл передать ее сегодня тем, кто занимается мультипликацией уже на новом уровне. Нередко бывают конфликты поколений. Можно предположить, что там сидят сейчас какие-то старые и отсталые мультипликаторы, то есть люди, которые проработали там всю жизнь и отстали от времени, поэтому их работа уже неэффективна. Их все время нужно дотировать, давать бюджетные средства и так далее. Так что если «Союзмультфильм» собираются акционировать, то, может быть, в этом и есть смысл. Наверняка к этому есть какие-то предпосылки. Если бы их не было, то не встал бы вопрос об акционировании.

МИХАИЛ ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук.
Это может быть хобби какого-нибудь олигарха. Напомню, что Алишер Усманов выкупил коллекцию старых советских мультфильмов и авторские права на них. С другой стороны, это могут быть какие-то привлекательные активы вроде территории в центре Москвы. Подготовка постановления занимает долгое время, и, видимо, она началась еще до кризиса. Сейчас же офисных площадей в Москве избыток. Как это ни смешно звучит, но, может быть, кто-то действительно хочет заняться съемкой мультиков. Бывают разные люди, у которых есть спекулятивные деньги, и им эти деньги надо как-то пристроить. «Союзмультфильм» - это внушительная торговая марка, это бренд. Хотя он и несколько устарел, но у тех взрослых, которые переключают телевизор для своих детей, при этом слове начинают биться сердца. Так что это очень ценный бренд, и его можно было «захватывать» даже без здания на Новослободской - все равно все бы окупилось.

БОРИС ГРАЧЕВСКИЙ, художественный руководитель киножурнала «Ералаш»
Никто никому не нужен, и «Союзмультфильм» был интересен как кинобаза. Сегодня вокруг «Союзмультфильма» огромное количество предприятий, которые работают в анимации. Если его будут акционировать, это замечательно: там интересные здания, а вот техника, конечно, не соответствует сегодняшнему дню. Люди, которые там остались, очень интересны и ярки, и мне бы очень хотелось, чтобы они сохранили работу. Но самое главное, чтобы вернулась былая слава мультикам. Не думаю, что будет польза от того, что несколько студий сольют в один концерн. Ни студия им. Горького, ни «Мосфильм» уже давно не могут влиять на репертуарную политику страны. Они могут быть только некими техническими базами, позволяющими снимать кино или анимацию. И теперь надо к этому относиться спокойно. А мастера анимации вообще могут работать, где им удобно. Думаю, что у «Союзмультфильма» есть будущее. Самое главное, чтобы после акционирования они не перепрофилировались. Там работает замечательный директор, который искренне переживает за все. Так что, я думаю, все будет хорошо.

http://www.gzt.ru/economics/2009/05/21/223035.html



(с) 2009-2017 При копировании материалов c сайта ставьте, пожалуйста, активную обратную ссылку на нас. Материалы: Людмила


Rambler's Top100