Тема спасения души не приветствовалась в атеистическом государстве. Но творческой группе сестёр Валентины и Зинаиды Брумберг единодушно нравился рассказ Оскара Уайльда «Кентервильское привидение». Тот самый, где грозный дух преступника лорда бродит в стенах фамильного замка много веков подряд, наводя ужас на бессильных потомков.
Впрочем, не стоит впадать в панику и расстраиваться из-за очень грустных вещей. Благо, что мультипликаторы не забывали о юморе даже тогда, когда у несчастных жертв седели волосы, и кавалеры падали в обморок чаще дам. Да и основное действие фильма происходит в деловой и несуеверный 19-й век.
С тех пор как владельцем замка становится американская семья, взрослых призрак (В. Кенигсон) интересует только потому, что мешает им спать. А дети осыпают его градом жестоких атак. Рассерженный бородач в тапочках выглядит жалко и смешно. К отпору он явно не готов. А уж, если в дело вступает Пятновыводитель Пинкертона, остаётся разве что убеждать людей в том, что бывает кровь зелёного цвета.
Братьям-близнецам (М. Виноградова, Т. Дмитриева) и их прагматичным родителям «маленькая месть за большие обиды» даёт лишний повод покрутить пальцем у виска. И только хозяйская дочь Виргиния (К. Румянова) искренне сочувствует призраку, истомившемуся душой за триста лет. А, если юная и чистая душа пожалеет злодея, расцветёт сухое миндальное дерево. И грешный дух обретёт вечный покой.
Особый стиль фильмов Ланы Азарх нельзя спутать ни с чем. Словно нарисованные акварелью пейзажи. Просто изображённые лица, в которых актёры и аниматоры вдохнули настоящую жизнь. И таинственный интерьер, кропотливо воссозданного, замка. Где, вышитые на гобеленах, лучники и каминные львы кричат вслед отважной девочке: «Берегись, маленькая Виргиния, берегись!» А затем открывается некий радужный коридор в иной мир. И парящую девочку, держащую за руку старика, обступают исчадия ада, похожие на мифических чудовищ. Но под «неземную» музыку (композитор Андрей Варламов) девочка и призрак продолжают лететь вперёд.
Длится это таинство всего-то пару секунд, но впечатляет даже воспитанного материалистами ребёнка. А ведь, только двадцать три года спустя, у героини Уайльда в нашей анимации появится возможность молиться. И, пребывая «в странном, смятенном состоянии», открыто раздумывать «о жизни и судьбах в этом и иных мирах». В «Нескольких страницах из жизни призрака» («Экран»; 1993 г.) режиссёр Марианна Новогрудская представляет свою версию известной сказки. На фоне мрачных залов Кентервильского замка происходит нечто вроде экскурсии для любознательных барышень и непоседливых ребят. И вездесущая Виргиния легко решает вопрос спасения чужой души путём упокоения бренного тела. А зрителю прежде всего запомнятся «спиритические» эффекты постановщика Б. Савина, неисследованные закоулки замка и страшный скелет грешного лорда Кентервиля.
Тогда как в «Кентервильском привидении» (сценарий Г. Мунблита; «Союзмультфильм»; 1970 г.) после приключений Виргинии, ничего особого не происходит. И утро настало как всегда. И братцы полны решимости задать лорду перцу. Вот только призрак что-то долго не появлялся. Впрочем, объяснениям девочки на этот счёт, как ни странно, поверили. Ведь отца семейства (Е. Весник) беспокоит то, что без привидения замок не стоит ни цента больше, чем он за него заплатил. Не более того. Но разве главное это? Ведь, помогая призраку, Виргиния делает свой нравственный выбор. Не стоит расчитывать, что такой «странный» шаг смогут оценить и понять в суетном мире. В особенности при непостижимости и таинственности обстоятельств. Хотя, нет, один добрый след от подвижничества девочки на этом свете остался: сухое миндальное дерево расцвело.